ОМС
РОССТАТ
КАСПЕР
"Улитка Боб"
Веб-камера

Быть педагогом не легко….

5 декабря 2018 - Мустафа Арифов
article1399.jpg

 Если сказать честно, то никогда не думал, что стану преподавать журналистику.  В детстве мечтал стать—врачом, но не простым, а хирургом-офтальмологом, но только не педагогом. Но судьба распорядилась иначе, я попал в Центр детского и юношеского творчества и стал руководителем творческого объединения юных журналистов. Сразу хочу сказать, что я благодарен судьбе.

 

 

  Где бы я не работал, я не получал такого удовлетворения от работы, как в ЦДЮТ. Центр  – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый обучающийся – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.  Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – образование. И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрал сегодня, их надо много. Очень много.

 

Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарен им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимым к ошибкам других, но требовательным к самому себе. Воспитывая и обучая их, я изменился сам.

 

Вот уже двадцать два года я работаю в ЦДЮТ с одаренными детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание ребят. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». В моем понимании педагог – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришел в систему образования. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств педагога. В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоил не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

 

Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.

 

Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.

 

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания. Каждый педагог огорчается, видя на занятиях скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если во время перерыва ребята со мной, а не бегут «сломя голову» на улицу, если после занятий они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит я смог их заинтересовать, значит у меня получилось. Умение увлечь воспитанников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

 

Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ребятам интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.

 

Седьмой принцип – сотрудничество. Педагог не навязывает   обучающемуся единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами воспитанники – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Занятие окончено, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в аудиторию и совершать таинство познания.

 


Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

 

Я преподаю журналистику, и она тесно связана с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.   Поэтому я считаю, что мое предназначение, как  преподавателя журналистики, это воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с  СМИ.

 

Для успешного достижения этих целей и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей   группы  и отдельного ребенка.

 

…И снова  занятие, а завтра снова  занятие, и будут они разные, но самые лучшие те, когда  ребята  спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие понравилось, а для того, чтобы оно понравилось, в нем должны быть изюминки. И задача педагога – найти эти изюминки.

 

Сколько  еще  будет занятий  в моей судьбе? Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Мы живем в 21 веке. И каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

 

Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но что я твердо усвоил за эти годы – это то, что мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

 

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрал эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести им знания, любовь и радость».

 

 

 Мустафа Арифов – руководитель т/о «Родник» МБОУДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района

Рейтинг: 0 Голосов: 0 130 просмотров
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Ваш видео-репортаж с места событий! Загрузите интересный видео-ролик о посёлке Нижнегорский на сайт, добавьте комментарий, станьте первым!     Загрузить видео

На развитие проекта
            «Нижнегорский Крым»

Видео о посёлке Нижнегорский и о событиях, происходящих в нём — Подробнее

Все видео рецепты Всё видео: перейти


«Регистрация-Вход через соцсети»

Вы можете воспользоваться своим аккаунтом социальной сети для полного доступа на сайт. (Участвовать в конкурсах, размещать объявления, добавлять комментарии и др. материалы.)


Переходим